Полное руководство по дистанционному обучению для учителя
Эффективные инструменты и методические рекомендации от ведущих педагогов и Учи.ру.
Общие рекомендации
  • Определитесь с платформами, на которых будете хранить актуальную информацию для учеников (домашнее задание, расписание уроков). Не ограничивайтесь одним сервисом — для начала освойте несколько простых и удобных инструментов.
  • Обменивайтесь опытом и делитесь полезными инструментами с коллегами, проводите профессиональные онлайн-встречи на педагогические темы.
  • Общайтесь с детьми и родителями в чатах, проводите опросы, давайте обратную связь. Они тоже проходят адаптацию, испытывают трудности и нуждаются в поддержке.
Этапы перехода на дистанционный формат обучения
  • Определите цель и задачи на период дистанционного обучения
    Перейти
  • Выберите формат взаимодействия с учащимися

    Перейти
  • Выберите инструменты и полезные сервисы

    Перейти
  • Организуйте урок

    Перейти
  • Дайте обратную связь

    Перейти
Этап 1. Определите цель и задачи на период дистанционного обучения
Обозначьте для себя, каких учебных результатов от учеников Вы ждёте, как будете их оценивать и как можете помочь. Составьте план дистанционного обучения.

Этап 2. Выберите формат взаимодействия с учащимися

Есть несколько вариантов:
  • Синхронный формат предполагает совместное изучение и закрепление учебного материала при помощи дистанционных занятий с учителем в режиме видеоконференции.
  • Асинхронный формат предполагает изучение учебного материала в удобное для ребёнка время (просмотр видеозаписей уроков других педагогов, чтение учебника, конспектов).
  • Комбинирование форматов.
  • Синхронный формат

    + Близок к очной форме обучения
    + Обеспечивает одинаковый темп обучения
    + Позволяет ученикам моментально задавать уточняющие вопросы




    - Сложно удержать внимание
    - Возможны технические неполадки
    - Исключает возможность пройти материал в своём темпе (например, для болеющего ребёнка)
  • Асинхронный формат

    + Позволяет изучать материал в индивидуальном темпе
    + Гармонично встраивается в режим ребёнка
    + Позволяет подбирать задания под уровень знаний ребёнка
    + Освобождает учителя от длительной подготовки к урокам

    - Необходима чётко прописанная инструкция с последовательностью выполнения заданий
    - Невозможно проконтролировать, что ребёнок выполняет задания самостоятельно
Важно! Прежде чем отдать предпочтение одной из форм, проверьте, насколько Ваши ученики подготовлены с технической точки зрения: есть ли у них планшеты/компьютеры с камерой и микрофоном, а также доступ к стабильному и быстрому интернету.

Если интернета нет, сообщайте родителям по телефону номера упражнений из учебника или главы, которые нужно прочитать. Если эпидемиологические условия позволяют, можно распечатать и передать дополнительное материалы. Главное — не терять связь с учениками, которые занимаются самостоятельно — им важна Ваша поддержка.

Этап 3. Выберите инструменты и полезные сервисы

Этап 4. Организуйте урок, применяя выбранные формы взаимодействия и инструменты

Перед началом урока подготовьте необходимые материалы.

  • Презентация
    Создайте презентацию в удобной для Вас программе и сохраните в формате PDF (или конвертируйте с помощью сервиса), чтобы загрузить её в «Виртуальный класс». Чтобы показывать ученикам файлы в других форматах, пользуйтесь функцией «Демонстрация экрана». Подробная инструкция.

  • «Google Документы»
    Если у Вас ещё нет аккаунтах в сервисах Google, зарегистрируйтесь. Создайте документ, список вопросов, таблицу, используя инструкцию. В настройках доступа выберите вариант «Доступ по приглашению», скопируйте ссылку и отправьте её детям в чат Учи.ру или другой мессенджер. Чтобы Вы могли отслеживать действия учеников, им также необходимо зарегистрироваться в «Google Документах».
  • Опрос в «Google Формах»
    Если у Вас ещё нет аккаунтах в сервисах Google, зарегистрируйтесь. Создайте нужную форму, используя инструкцию. Когда закончите, отправьте ссылку детям в чат Учи.ру или любой другой мессенджер. Оповещения об ответах будут приходить Вам на почту.
План урока
1
Подведение к теме урока
2
Введение темы урока
3
Закрепление нового материала (первичная отработка)
4
Контроль и оценка
План урока
1
Подведение к теме урока
2
Введение темы урока
3
Закрепление нового материала (первичная отработка)
4
Контроль и оценка

Этап 5. Дайте обратную связь

Дистанционное обучение во многом построено на самостоятельных занятиях учеников, поэтому важно давать им развернутую обратную связь и рекомендации.


Как давать обратную связь учащимся?
1
Похвала за что-то конкретное
2
Конструктивные замечания
3
Рекомендации с вариантами улучшения
Какие трудности могут возникнуть
Слабые ученики могут отстать от своих одноклассников.

Что делать?
  • Больше контроля с Вашей стороны и обратной связи.
  • Устанавливайте сроки выполнения заданий.
  • Чаще поддерживайте и поощряйте активность таких детей.
  • Подключайте родителей.
Создание учебных материалов к дистанционным урокам требует больше времени и сил, чем подготовка к занятиям в школе.

Что делать?
  • Приучайте учеников к самостоятельной работе — делите во время уроков класс на группы: пусть одна решает задания на платформе, пока Вы занимаетесь с другой.
  • Сопровождайте задание инструкцией по работе, указывайте срок изучения материалов и собственно выполнения, давайте рекомендации, подсказки и дополнительную информацию.
Контролировать и оценивать работу учеников становится сложнее, так как у них появляются помощники: родители, интернет и одноклассники.

Что делать?

Разработайте критерии оценивания, не включающие механическую память, и поделитесь ими с учащимися, чтобы они ответственно выполняли задания.

Критерии оценивания:
  • Синхронный формат обучения

    1. Самостоятельный поиск информации (оценивается скорость поиска информации и качество, то есть отвечает ли информация на поставленный вопрос).
    2. Понимание информации (оценивается успел ли учащийся выполнить задание в срок).
  • Асинхронный формат обучения

    1. Умение работать самостоятельно.
    2. Умение дистанционно участвовать в групповой работе.
    3. Презентация результатов работы.
Методические советы по удержанию внимания во время онлайн-урока и профилактике утомляемости
  • В синхронном обучении

    1. Проводите уроки по расписанию.
    2. Каждые 5−7 минут задавайте вопросы и просите написать ответы в чат.
    3. Создавайте в чате голосование, добавьте в свою презентацию слайд с вопросом и вариантами ответов.
    4. Проводите фронтальный опрос, давая детям отвечать по руке-ладошке — такая функция есть в «Виртуальном классе». Или включите отвечающему камеру и микрофон.
    5. Делите детей на группы: давайте задания на Учи.ру одной, пока работаете с другой.
    6. Попросите детей написать ответ на «доске» в «Виртуальном классе».
    7. Создавайте опросы в «Google Формах» и присылайте ссылки на них в чат урока.
    8. Проводите физминутки.
  • В асинхронном обучении

    1. Рекомендуйте дополнительную литературу и полезные сайты по теме (желательно со ссылками).
    2. Приглашайте детей на онлайн-уроки от специалистов Учи.ру.
    3. Давайте задания из карточек (функция «Начать урок» до 16:00).
    4. Проводите проверочные работы (ограничивайте срок выполнения несколькими днями).
    5. Используйте «Виртуальный класс», чтобы помочь со сложными заданиями.
    6. Присылайте опросы и тесты в «Google Формах».
    7. Инициируйте творческие задания и проекты.
    8. Используйте раздел «Внеурочная деятельность».
    9. Устанавливайте сроки на выполнение заданий и периодически напоминайте о них.
Взаимодействие с родителями
Чтобы переход к удалённому формату обучения прошёл как можно более плавно для всех участников, заручитесь поддержкой родителей.

Обсудите с ними:
  • цели и задачи на период дистанционного обучения;
  • формат взаимодействия с учениками;
  • сервисы и инструменты, которые планируете использовать;
  • критерии оценивания;
  • организацию удобного рабочего места для детей;
  • время, в которое Вам можно присылать выполненные задания и устраивать созвоны и видеоконференции.
Важно: период дистанционного обучения — отличная возможность для учащегося проявить самостоятельность и ответственность. Расскажите родителям, что, если что-то не получается с первого раза, — это совершенно нормально.


Успехов в организации дистанционного обучения!