Полное руководство по дистанционному обучению для учителя
Эффективные инструменты и методические рекомендации от ведущих педагогов и Учи.ру.
Поделитесь с коллегами
руководством по дистанционному обучению для учителя

Общие рекомендации
1
Определитесь с платформами, на которых будете хранить актуальную информацию для учеников (домашнее задание, расписание уроков). Не ограничивайтесь одним сервисом — для начала освойте несколько простых и удобных инструментов.
2
Обменивайтесь опытом и делитесь полезными инструментами с коллегами, проводите профессиональные онлайн-встречи на педагогические темы.
3
Общайтесь с детьми и родителями в чатах, проводите опросы, давайте обратную связь. Они тоже проходят адаптацию, испытывают трудности и нуждаются в поддержке.
Этап 1. Определите цель и задачи на период дистанционного обучения
Обозначьте для себя, каких учебных результатов от учеников Вы ждёте, как будете их оценивать и как можете помочь. Составьте план дистанционного обучения.

Этап 2. Выберите формат взаимодействия с учащимися

Есть несколько вариантов:
1
Синхронный формат предполагает совместное изучение и закрепление учебного материала при помощи дистанционных занятий с учителем в режиме видеоконференции.
2
Асинхронный формат предполагает изучение учебного материала в удобное для ребёнка время (просмотр видеозаписей уроков других педагогов, чтение учебника, конспектов).
3
Комбинирование форматов.
Синхронный формат

+ Близок к очной форме обучения
+ Обеспечивает одинаковый темп обучения
+ Позволяет ученикам моментально задавать уточняющие вопросы




- Сложно удержать внимание
- Возможны технические неполадки
- Исключает возможность пройти материал в своём темпе (например, для болеющего ребёнка)
Асинхронный формат

+ Позволяет изучать материал в индивидуальном темпе
+ Гармонично встраивается в режим ребёнка
+ Позволяет подбирать задания под уровень знаний ребёнка
+ Освобождает учителя от длительной подготовки к урокам

- Необходима чётко прописанная инструкция с последовательностью выполнения заданий
- Невозможно проконтролировать, что ребёнок выполняет задания самостоятельно
Важно! Прежде чем отдать предпочтение одной из форм, проверьте, насколько Ваши ученики подготовлены с технической точки зрения: есть ли у них планшеты/компьютеры с камерой и микрофоном, а также доступ к стабильному и быстрому интернету.

Если интернета нет, сообщайте родителям по телефону номера упражнений из учебника или главы, которые нужно прочитать. Если эпидемиологические условия позволяют, можно распечатать и передать дополнительное материалы. Главное — не терять связь с учениками, которые занимаются самостоятельно — им важна Ваша поддержка.

Этап 3. Выберите инструменты и полезные сервисы

Этап 4. Организуйте урок, применяя выбранные формы взаимодействия и инструменты

Перед началом урока подготовьте необходимые материалы.

Презентация
Создайте презентацию в удобной для Вас программе и сохраните в формате PDF (или конвертируйте с помощью сервиса), чтобы загрузить её в «Виртуальный класс». Чтобы показывать ученикам файлы в других форматах, пользуйтесь функцией «Демонстрация экрана». Подробная инструкция.

«Google Документы»
Если у Вас ещё нет аккаунтах в сервисах Google, зарегистрируйтесь. Создайте документ, список вопросов, таблицу, используя инструкцию. В настройках доступа выберите вариант «Доступ по приглашению», скопируйте ссылку и отправьте её детям в чат Учи.ру или другой мессенджер. Чтобы Вы могли отслеживать действия учеников, им также необходимо зарегистрироваться в «Google Документах».
Опрос в «Google Формах»
Если у Вас ещё нет аккаунтах в сервисах Google, зарегистрируйтесь. Создайте нужную форму, используя инструкцию. Когда закончите, отправьте ссылку детям в чат Учи.ру или любой другой мессенджер. Оповещения об ответах будут приходить Вам на почту.
Синхронный формат
Асинхронный формат
План урока
1
Подведение к теме урока
– Проблемное задание
Запустите урок в «Виртуальном классе» и пригласите на него учеников. Подробная инструкция. Откройте презентацию с заданием, которое подготовит учеников к теме урока.
– Таблица критического мышления по теме (столбцы «Знаю» и «Хочу узнать»)
Предложите ученикам заполнить таблицу в «Google Документах», чтобы они могли поделиться тем, что они уже знают по теме урока, а что хотели бы узнать. Сформулируйте тему урока устно или в чате.
2
Введение темы урока
– Совместное изучение с учителем в «Виртуальном классе»
Объясните тему урока, используя возможности «Виртуального класса». Задавайте ученикам вопросы с помощью презентации или «Google Форм». Чтобы ответить, они могут нажимать на значок «Поднять руку»; примите ответ, переключив на ученика камеру, микрофон и, если необходимо, виртуальный маркер.
– Самостоятельный поиск информации по вопросам
Подготовьте в «Google Документе» вопросы по теме и список источников: учебник, электронная энциклопедия, видеоурок, сайт — лучше сделать ссылки. Разделите учеников на группы, назначьте «капитанов» и поручите каждой команде найти ответ на один вопрос. Когда дети будут готовы, обсудите результаты устно или в чате.
3
Закрепление нового материала (первичная отработка)
– Выполнение упражнений под руководством учителя в онлайн-режиме
Подготовьте задание в «Google Документах» и отправьте ссылку на него ученикам. Переключайте камеру/микрофон на ребят по очереди, чтобы они объясняли свои действия. Остальные в это время проверяют свои ответы и при необходимости «поднимают руку», чтобы задать вопрос или добавить замечание.
– Алгоритм решения учебной задачи
Чтобы помочь ученикам запомнить алгоритм решения типовой задачи, выведите его на экран с помощью презентации.
4
Контроль и оценка
– Проверочная работа на Учи.ру
Перед началом урока создайте проверочную работу по инструкции — ученики найдут её в своём личном кабинете в разделе «Задания от учителя». На время выполнения по очереди включайте ученикам доступ к камере и микрофону, чтобы Вы могли контролировать их действия. Система автоматически проверит ответы — результаты отобразятся в Вашем личном кабинете. По завершении работы прокомментируйте ошибки учеников и дайте задание на отработку, если необходимо. Важно! Вы можете устроить проверку в асинхронном формате — поставьте срок (до десяти дней) и отправьте работу для самостоятельного выполнения без Вашего постоянного контроля.
– Таблица критического мышления по теме (столбец «Узнал»)
Вернитесь к таблице, которую дети заполняли в начале урока, и попросите их написать ответы в последнем столбце, а затем сравните со вторым и подведите итоги.
– Видеообъяснение процессов, явлений
Во время урока по очереди включайте ученикам доступ к камере, микрофону и «указке», чтобы они с помощью подручных средств (счётных палочек, игрушек) объясняли решение задачи или другие явления. Это разнообразит процесс и удержит внимание.
План урока
1
Подведение к теме урока
– Развернутый ответ на проблемный вопрос
Создайте опрос в «Google Форм» и отправьте ссылку ученикам, оповещения об ответах придут Вам на почту.
– Таблица критического мышления по теме (столбцы «Знаю» и «Хочу узнать»)
Предложите ученикам заполнить таблицу в «Google Документах», чтобы они могли поделиться тем, что они уже знают по теме урока, а что хотели бы узнать.
2
Введение темы урока
– Просмотр видеоурока длиной 10–15 минут
Выберите готовый видеоурок от педагогов Учи.ру и отправьте ученикам ссылку на него — можно смотреть в прямом эфире или записи. Запишитесь, чтобы ничего не пропустить.
– Решение карточек Учи.ру
Дайте ученикам задание, используя кнопку «Создать задание из карточек» в своём личном кабинете на Учи.ру и обозначьте временные рамки, в которые его необходимо выполнить. Подробная инструкция.
– Самостоятельный поиск информации по вопросам учителя
Подготовьте в «Google Документе» вопросы по теме и список источников: учебник, электронная энциклопедия, видеоурок, сайт (лучше сделать гиперссылки). Разделите учеников на группы, назначьте «капитанов» и поручите каждой команде найти ответ на один вопрос.
3
Закрепление нового материала (первичная отработка)
– Самостоятельное выполнение карточек Учи.ру
Отправьте ученикам домашнюю работу, используя кнопку «Создать задание из карточек» в своём личном кабинете на Учи.ру и обозначьте временные рамки, в которые его необходимо выполнить. Подробная инструкция.
– Упражнения по теме (с подробным решением и ответами)
Подготовьте задание в формате документа Word или в «Google Документах» для самостоятельного выполнения или выполнения в парах/группах. Организуйте взаимопроверку.
4
Контроль и оценка
– Проверочная работа на Учи.ру
Создайте проверочную работу по инструкции — ученики найдут её в своём личном кабинете в разделе «Задания от учителя». Система автоматически проверит ответы — результаты и подробная статистика по каждому ребёнку отобразятся в Вашем личном кабинете. После выполнения работы прокомментируйте ошибки и дайте задание на отработку, если необходимо.
– Таблица критического мышления по теме (столбец «Узнал»)
Попросите детей вернуться к таблице, которую они заполняли в начале урока, и написать ответы в последнем столбце, а затем сравните со вторым и подведите итоги.
– Мини-сочинение по теме
Дайте ученикам задание описать всё, что они узнали по теме, в сочинении. Можно написать его от руки и сфотографировать или напечатать в «Google Документах» и отправить Вам ссылку в чат Учи.ру или любой другой мессенджер.
– Видеообъяснение процессов, явлений
Попросите учеников снять видео (например, на мобильный телефон), как они решают задачу или объясняют какое-либо явление с помощью подручных средств, и отправить Вам или однокласснику для взаимопроверки.

Этап 5. Дайте обратную связь

Дистанционное обучение во многом построено на самостоятельных занятиях учеников, поэтому важно давать им развернутую обратную связь и рекомендации.


Как давать обратную связь учащимся?
1
Похвала за что-то конкретное
2
Конструктивные замечания
3
Рекомендации с вариантами улучшения
Какие трудности могут возникнуть
Трудность №1
Трудность №2
Трудность №3
Слабые ученики могут отстать от своих одноклассников.

Что делать?
1
Больше контроля с Вашей стороны и обратной связи.
2
Устанавливайте сроки выполнения заданий.
3
Чаще поддерживайте и поощряйте активность таких детей.
4
Подключайте родителей.
Создание учебных материалов к дистанционным урокам требует больше времени и сил, чем подготовка к занятиям в школе.

Что делать?
1
Приучайте учеников к самостоятельной работе — делите во время уроков класс на группы: пусть одна решает задания на платформе, пока Вы занимаетесь с другой.
2
Сопровождайте задание инструкцией по работе, указывайте срок изучения материалов и собственно выполнения, давайте рекомендации, подсказки и дополнительную информацию.
Контролировать и оценивать работу учеников становится сложнее, так как у них появляются помощники: родители, интернет и одноклассники.

Что делать?

Разработайте критерии оценивания, не включающие механическую память, и поделитесь ими с учащимися, чтобы они ответственно выполняли задания.

Критерии оценивания:
Синхронный формат обучения

  1. Самостоятельный поиск информации (оценивается скорость поиска информации и качество, то есть отвечает ли информация на поставленный вопрос).
  2. Понимание информации (оценивается успел ли учащийся выполнить задание в срок).
Асинхронный формат обучения

  1. Умение работать самостоятельно.
  2. Умение дистанционно участвовать в групповой работе.
  3. Презентация результатов работы.
Методические советы по удержанию внимания во время онлайн-урока и профилактике утомляемости
В синхронном обучении

  1. Проводите уроки по расписанию.
  2. Каждые 5−7 минут задавайте вопросы и просите написать ответы в чат.
  3. Создавайте в чате голосование, добавьте в свою презентацию слайд с вопросом и вариантами ответов.
  4. Проводите фронтальный опрос, давая детям отвечать по руке-ладошке — такая функция есть в «Виртуальном классе». Или включите отвечающему камеру и микрофон.
  5. Делите детей на группы: давайте задания на Учи.ру одной, пока работаете с другой.
  6. Попросите детей написать ответ на «доске» в «Виртуальном классе».
  7. Создавайте опросы в «Google Формах» и присылайте ссылки на них в чат урока.
  8. Проводите физминутки.
В асинхронном обучении

  1. Рекомендуйте дополнительную литературу и полезные сайты по теме (желательно со ссылками).
  2. Приглашайте детей на онлайн-уроки от специалистов Учи.ру.
  3. Давайте задания из карточек (функция «Начать урок» до 16:00).
  4. Проводите проверочные работы (ограничивайте срок выполнения несколькими днями).
  5. Используйте «Виртуальный класс», чтобы помочь со сложными заданиями.
  6. Присылайте опросы и тесты в «Google Формах».
  7. Инициируйте творческие задания и проекты.
  8. Используйте раздел «Внеурочная деятельность».
  9. Устанавливайте сроки на выполнение заданий и периодически напоминайте о них.
Взаимодействие с родителями
Чтобы переход к удалённому формату обучения прошёл как можно более плавно для всех участников, заручитесь поддержкой родителей.

Обсудите с ними:
1
цели и задачи на период дистанционного обучения;
2
формат взаимодействия с учениками;
3
сервисы и инструменты, которые планируете использовать;
4
критерии оценивания;
5
организацию удобного рабочего места для детей;
6
время, в которое Вам можно присылать выполненные задания и устраивать созвоны и видеоконференции.
Важно: период дистанционного обучения — отличная возможность для учащегося проявить самостоятельность и ответственность. Расскажите родителям, что, если что-то не получается с первого раза, — это совершенно нормально.


Успехов в организации дистанционного обучения!